С тех пор как в России в мае этого года сменился президент внешнеполитической части повестки дня уделяется несправедливо мало внимания


С тех пор, как в России в мае этого года сменился президент, внешнеполитической части повестки дня уделяется несправедливо мало внимания. Более того, к решениям вопросов внешней политики подключилась законодательная ветвь власти (ответ на «акт Магнитского»), хотя в России традиционно это была сфера ответственности президента. Сам же глава государства за полгода пребывания на своем посту явно сместил акценты в сторону внутриполитических проблем. Даже в Послании Федеральному Собранию внешнеполитический аспект практически не затрагивался.


 — Итоги недели. Послание президента: новая Россия в меняющемся мире

Вместе с тем, 14 декабря выяснилось, что всё это время в кабинетах российского МИДа готовился важный документ, определяющий основные приоритеты внешнеполитической активности Москвы — «Концепция внешней политики России» (Владимир Путин отдал соответствующее распоряжение в день своей инаугурации 7 мая). За последние 12 лет это уже третья Концепция — после 2000 и 2008 годов.

Россия в нестабильном мире

Одной из отличительных черт новой концепции является более реалистичный взгляд на связанность международных и внутрироссийских проблем. Если в 2008 году, Россия называлась «тихой гаванью», которая благодаря созданной в прежние годы «подушке безопасности» сумеет избежать глобального финансового кризиса и сопутствующих ему проблем, то в 2012-ом пришло осознание того, что мир настолько глобализирован, что развиваться в отрыве от мировых тенденций стало невозможно.

В связи с этим авторы Концепции выделяют несколько факторов международной нестабильности. Первый — это глобальный кризис, являющийся «мощным катализатором глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте». Второй фактор нестабильности — вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае «арабской весны», «попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей» чреваты «сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях». Третий фактор — расшатывание роли ООН — проявляется в попытках «регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия», «произвольном прочтении его резолюций», «реализации концепций, направленных на свержение законных режимов». Четвертый — усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы «угрозы в информационном пространстве». И, наконец, пятый фактор нестабильности — «тенденция на реидеологизацию международных отношений» (хотя в концепции 2008 года провозглашалось «прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия холодной войны»).

 — Москва и Вашингтон переходят к «законному» противостоянию

С учетом всех этих факторов авторы концепции делают вывод, что России отводится «уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации». У нее, по мнению авторов, должно быть несколько ключевых целей. Первая — помогать спасению мировой экономики, для чего «Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры» — явный намек на лоббируемую РФ идею о диверсификации мировых резервных валют. Вторая цель — борьба с вмешательством во внутренние дела. Третья цель — отстаивание «безальтернативности» ООН. Реализовывать эти задачи Россия намерена, в том числе, и с помощью «мягкой силы».

Постсоветское пространство: усиление интеграции

Среди приоритетных направлений первым предсказуемо указано постсоветское пространство. Россия будет уделять повышенное внимание всем интеграционным проектам, существующим в данном регионе — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз, Союзное государство России и Белоруссии. Конечной же целью станет создание Евразийского союза — экономического и политического альянса по аналогии с Европейским союзом, создаваемого на базе Таможенного союза и ЕврАзЭС, но с возможным подключением новых участников.

 — Внешняя политика России: точки над «i» расставлены

Данное направление не стало неожиданным — ещё в своей предвыборной статье, посвящённой внешней политике, тогдашний кандидат в президенты Владимир Путин обозначил создание Евразийского союза главной целью своего президентства. При этом подобный приоритет является вполне естественным в контексте внешней политики последних 12 лет. За это время политика России на постсоветском пространстве претерпела качественные изменения. Если раньше Москва выстраивала интеграцию с бывшими союзными республиками на базе СНГ, то в 2000-е были запущены принципиально новые механизмы — ОДКБ и Таможенный союз.

Главное их отличие заключается в том, что идеологическая основа интеграции уступила место сугубо прагматической — на основе взаимной заинтересованности стран-участников. Таким образом, сформировался круг стран, заинтересованных в новом сближении с Россией (Казахстан, Белоруссия и, в меньшей степени, Таджикистан и Армения). С другими же странами Россия выстраивает отношения на двустороннем формате. В результате с первой группой интеграция усилится, со второй — сохранится конструктивный диалог по отдельным взаимовыгодным направлениям.

При этом на данном направлении существует два риска. Первый — противоречие внутрироссийских проблем и внешнеполитических приоритетов. С одной стороны, интеграция с постсоветскими странами влечёт взаимопроникновение экономик двух стран. С другой стороны, высокая миграция в Россию из стран Центральной Азии влечёт ряд проблем, что уже вынудило президента намекнуть о необходимости повысить контроль государства в этой сфере, о чём было заявлено в Послании Федеральному собранию.

Другой риск — отношения с Украиной. Примечательно, что в Концепции внешней политики отдельно указано, что Россия будет стремиться к интеграции Украины в указанные проекты. Безусловно, данное направление также важно, однако необходимо учитывать риск ухудшения отношений с Киевом в случае чрезмерного «усердия» Москвы. Всё-таки необходимо иметь в виду, что нынешнее политическое руководство заявляет своим приоритетом интеграцию, прежде всего, с Европой и уже во вторую очередь — с Россией. Поэтому пока не будут исчерпаны все возможности по сближению Киева с Брюсселем, настойчивость Москвы может, напротив, оттолкнуть потенциально весьма выгодного партнёра.

Другие направления: преодоление проблем

Вторым приоритетом России указано европейское направление. Тут особо выделяется задача достижения безвизового режима, хотя противоречия по этому вопросу пока только нарастают. Кроме того, России и ЕС предстоит согласовать условия действия Третьего энергопакета, бьющего по интересам «Газпрома» в Европе. Вероятно, все эти вопросы будут обсуждать на открывающемся на этой неделе саммите Россия-ЕС.

Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция, Италия и Нидерланды — то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в газовой сфере. Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами.

Примечательно, что отношениям с США уделяется всё меньше внимания в отличие от предыдущих Концепций. Впрочем, это неудивительно с учётом того, что в отношениях Москвы и Вашингтона наступила некая пауза, связанная с исчерпанием повестки дня Перезагрузки. В результате, пока на этом направлении внешней политики можно увидеть лишь постепенное нарастание противоречий.

Так, американские законодатели, вынужденные отменить поправку Джексона-Вэника из-за вступления России в ВТО, похоже, решили компенсировать её сполна в других сферах. Так, уже одобрен так называемый «акт Магницкого», вводящий список лиц, причастных, по мнению американской стороны, к смерти юриста Hermitage Capital Сергея Магницкого, которым запрещено въезжать на территорию США.

Кроме того, в начале декабря Сенат одобрил законопроект, запрещающий Пентагону заключать торговые соглашения с «Рособоронэкспортом». При этом, если первая мера является, скорее, символической, то вторая причиняет реальный вред российско-американским отношениям. Дело в том, что она бьёт по самому стабильному направлению сотрудничества Москвы и Вашингтона — афганскому.

После вывода основной части своего контингента американцы планируют закупить у России крупную партию вертолётов для оснащения ими афганских сил безопасности (напомним, лётчики этой страны проходят обучение в России, поэтому им привычней иметь дело именно с техникой российского производства). Включение «Рособоронэкспорта» в чёрный список Пентагона может существенно осложнить взаимовыгодное сотрудничество на этом направлении. Хотя, как отмечают военные эксперты, при должной политической воле подобный запрет можно легко обойти, создав, например, фирму-посредника.

Впрочем, необходимо отметить, что президенты России и США, в отличие от законодателей обеих стран, пока воздерживаются от конфронтации, рассчитывая найти новые точки взаимодействия.

Хотя Китай и Индия упоминаются после США, развитие «дружественных отношений» с ними названо одним из «важнейших» направлений российской внешней политики. А Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен «самым динамично развивающимся геополитическим пространством, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики».

Таким образом, новую Концепцию внешней политики России, в целом, можно назвать преемницей предыдущих версий этого документа, но с некоторыми важными корректировками. Главным из них следует считать то, что Россия усиливает интеграционный вектор на постсоветском пространстве. В результате Москва выходит на международную арену не в одиночку, как декларировалось ранее, а в качестве доминирующего регионального игрока, что серьёзно повышает её авторитет в мире. Остаётся надеяться, что заявленные планы будут реализовываться последовательно и разумно, а проблемные направления внешней политики не приведут к скатыванию в конфронтацию.

Когда шапка велика и явно не по Сеньке, можно сослепу и подскользнуться на ступеньке(Николай Суденко)
Теги: , , .
Материалы возможно не похожие на

С тех пор как в России в мае этого года сменился президент внешнеполитической части повестки дня уделяется несправедливо мало внимания

но не менее значимые



Напишите что Вы думаете по теме ... | С тех пор как в России в мае этого года сменился президент внешнеполитической части повестки дня уделяется несправедливо мало внимания

Ваш Email не публикуется. Обязательные поля помечены *

*
*