На прошедшей неделе первый вицепремьер игорь шувалов...


На прошедшей неделе в России вновь обсуждали налог на роскошь. Подробнее об этом и других экономических событиях недели — Александр Яковлев в рубрике «Экономика. Итоги» на радио «Вести ФМ»


Логика правительства выглядит привлекательно

На прошедшей неделе  первый вице-премьер Игорь Шувалов разъяснил заинтересованной общественности, за счет чего Россия может добиться увеличения темпов роста  ВВП до отметки 5%, который, как известно, был установлен премьер-министром Дмитрием Медведевым в качестве целевого ориентира на ближайшие годы.  В  интервью  Wall Street Journal господин Шувалов отметил, что ускорению темпов рота русской экономик  могут в первую очередь способствовать  развитие транспортной инфраструктуры, увеличение объема прямых инвестиций в РФ и улучшение бизнес-климата.  Это, как считает первый вице премьер, поможет уже  в ближайшие 1-2 года увеличить темпы роста экономики страны до того самого заветного уровня в 5%.

Справка

По данным Росстата, объем ВВП России за прошлый год вырос на 3,4% в сравнении с 2011 годом и составил в текущих ценах 62 триллиона 350 миллиардов рублей.

По словам господина Шувалова, объем инвестиций в развитие транспортного сектора составит 500 миллиардов рублей. Новая программа нацелена на основные проблемные места всей инфраструктуры, такие как дороги в Москве и ограниченные железнодорожные связи Сибири и побережья Тихого океана. «Сложившиеся проблемы требуют быстрого решения», — сказал первый зампред правительства РФ. Средства на развитие транспортной инфраструктуры Шувалов предлагает привлечь за счет продажи государственных активов. В частности, в текущем году российское правительство может продать небольшую долю в ОАО «Роснефть», как только будет завершено присоединение компании ТНК-BP.

Поддержка экономического роста также требует привлечения иностранного капитала в страну и улучшения условий для ведения бизнеса. По мнению Шувалова, быстрое восстановление цен на нефть после мирового финансового кризиса в 2008 году заставило всех расслабиться и отложить необходимые реформы. «Это может прозвучать жестко, но я полагаю, что еще одно сильное снижение оздоровит экономику России, так как оно заставит серьезно задуматься о сокращении бюджетных расходов и повышении производительности труда», — добавил собеседник WSJ.

Логика  правительства,  конечно, выглядит привлекательно. Инвестируем деньги в инфраструктуру, причем  опираемся не только и не столько на госсредства, но и привлекаем сторонние инвестиции,  для чего работаем над улучшением инвестклимата. Снижаем госрасходы, реформируем социальную политику, увеличиваем производительность труда и повышаем эффективность ведения бизнеса. Если все это удастся воплотить в жизнь,   причем сделать это быстро и слаженно, то у российской экономики  есть шанс все же качественно измениться
Так что нужно сделать для того, чтобы отечественная экономика росла гораздо более быстрыми темпами чем сейчас? Говорит главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова:

Рост инвестиций, действительно, является определяющим фактором для ускорения темпов роста. Здесь единственный вопрос, наверно, заключается в том, может ли государство запустить этот инвестиционный рост и будет ли этого достаточно или нужна вовлеченность частного сектора. Но, вообще, потенциал роста и возможность его ускорения напрямую связан с возможностью экономики повысить производительность труда. Производительность труда у нас последние годы растет существенно медленнее и здесь, конечно, наверно самый главный вопрос, что нужны инвестиции в более продвинутые технологии и для этого нужны стимулы, которые государство должно создать в виде улучшения административного регулирования бизнеса, снижения коррупционной составляющей и общего повышения предсказуемости в экономике.

Россия напоминает налоговый заповедник

На прошедшей неделе в России вновь обсуждали налог на роскошь. Так, как сообщил «Ведомостям» замминистра финансов  Сергей Шаталов, Минфин согласился отказаться от критерия мощности автомобиля при определении налога на роскошь, а ставку будут определять исходя из стоимости машины.  Ранее русские СМИ сообщали со ссылкой на неназванные источники, что Минфин вообще   собирается полностью переписать законопроект о введении налога на дорогостоящие автомобили, однако тогда не уточнялись детали нового документа.

Справка

Инициатором введения налога на сверхпотребление стал Владимир Путин. В своём послании Федеральному собранию в декабре прошлого года президент  заявил, что налог на роскошь в России должен быть введен уже в первой половине 2013 года. Однако подготовленные Минфином поправки в Налоговый кодекс, которые привязывали налог к мощности моторов, приняты не были.

Судьба налога на роскошь пока не из легких. Напомню, что первый вариант документа подвергли критике как правительство, так и экспертное сообщество. Одним из главным недостатков проекта, который признал, в том числе и министр финансов Антон Силуанов, стало распространение налога на мощные, но недорогие автомобили,
Идея облагать дополнительным сбором мощные автомобили не устроила также президента Владимира Путина — в послании Федеральному собранию он потребовал привязать налог на роскошь к стоимости машины. В конце декабря деловые СМИ писали, что правительству поручили проработать этот вопрос, однако тогда не сообщалось о форме будущего налога: обсуждалась и повышенная импортная пошлина, и государственная пошлина при регистрации автомобиля, и транспортный налог.  То, что налог все же введут, у меня лично не взывает сомнения, и в целом история это выглядит целесообразно. Россия сейчас во многом представляет собой налоговый заповедник, особенно в части имущественных соборов,  да плоская шкала НДФЛ радует не только  Жерара Депардье. Правительство, очевидно, хочет все же подойти к этому вопросу дифференцированно и максимально понятно, но пока, видимо, не знает как.

Так как нужно администрировать налог на роскошь,  в частности, на автомобили? Говорит Ольга Пономарева, управляющий партнер группы компаний «Содействие бизнес проектам»:

Новый критерий все-таки разумней, чем старый критерий, потому что сейчас существуют автомобили, которые не являются предметом роскоши, но являются достаточно мощными автомобилями и облагаются несуразным налогом. Мне кажется, что автомобили свыше 5 миллионов рублей стоимости — это однозначно предмет роскоши. Сложности администрирования данного налога, на мой взгляд, если мы будем его взымать по-новому, сводятся к тому, что будет сложность с определением реальной стоимости автомобиля, особенно на вторичном рынке, государство встанет перед  необходимостью создавать какие-то базы по ценам автомобилей, какие-то повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от износа, срока выпуска, срока эксплуатации и так далее.

Трудиться, трудиться и еще раз трудиться

Кстати, о трудолюбии. Журнал Economist опубликовал график производительности труда в ряде крупнейших мировых экономик. Так вот, за период 2008—2012 годы Россия находится на пятом месте по скорости роста производительности, измеренной как ВВП на одного трудоустроенного, при том, что до кризиса Россия была вообще второй после Китая. Иное дело российская производительность труда все еще  низка и составляет всего 35% от американской. Так что стремится нам есть куда, и перефразированный лозунг классика «Трудиться, трудиться и еще раз трудиться» — весьма актуален.

Откладывать на чёрный день начинают с отложения... солей. (Евгений Кащеев)
Теги: , , , , .
Материалы возможно не похожие на

На прошедшей неделе первый вицепремьер игорь шувалов...

но не менее значимые



Напишите что Вы думаете по теме ... | На прошедшей неделе первый вицепремьер игорь шувалов...

Ваш Email не публикуется. Обязательные поля помечены *

*
*