Кризис и Российский авторынок


Российский авторынок в 2012 году впервые превысил докризисный уровень — было продано 2,93 млн машин. Но это произошло в первую очередь за счет хорошей динамики в первом полугодии. К осени рост резко замедлился, данные о продажах за декабрь не внушают оптимизма аналитикам. Падение продаж в бюджетном сегменте усилилось, ряд популярных марок показал снижение продаж на 10-30%. Дилеры говорят, что в январе ситуация улучшилась, но, по мнению аналитиков, в этом году «масштабных прорывов» не будет.
Кризис и Российский авторынок кризис


Российский авторынок в 2012 году впервые превысил докризисный уровень — было продано 2,93 млн машин. Но это произошло в первую очередь за счет хорошей динамики в первом полугодии. К осени рост резко замедлился, данные о продажах за декабрь не внушают оптимизма аналитикам. Падение продаж в бюджетном сегменте усилилось, ряд популярных марок показал снижение продаж на 10-30%. Дилеры говорят, что в январе ситуация улучшилась, но, по мнению аналитиков, в этом году «масштабных прорывов» не будет. 

YouTube Трейлер

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в 2012 году и в декабре. По итогам года российский авторынок вырос на 10,6%, до 2,93 млн машин. В пресс-релизе АЕБ подчеркивается, что это рекордный результат, он превосходит пик 2008 года (2,91 млн автомобилей). Но динамика при этом гораздо хуже — в 2008 году рынок вырос на 26%, несмотря на начало кризиса осенью. Замедление рынка после посткризисного бурного роста продолжалось весь 2012 год, в декабре продажи выросли всего на 1%, до 253,1 тыс. машин.

Лидером рынка остался АвтоВАЗ, которому удалось продать 537,6 тыс. автомобилей. Но его продажи упали на 7% (подробнее — см. «Ъ» от 9 января), а доля рынка снизилась с 21,8% до 18,3%. Среди иномарок, как и в 2011 году, первую строчку занял Chevrolet, продав 205 тыс. машин (рост на 18%). На второе место вышел Renault, увеличив продажи на 23%, до 189,8 тыс. машин, третье место заняла Kia с 187,3 тыс. автомобилей (рост тоже на 23%). Французский автоконцерн потеснил Hyundai, который в 2011 году отставал от Chevrolet всего на 10 тыс. машин, теперь он оказался на четвертом месте (174,2 тыс. проданных автомобилей), увеличив продажи всего на 7%.

Большинство популярных иностранных брендов нарастили или сохранили долю рынка — Chevrolet теперь занимает 7% против 6,5% в 2011 году, Renault — 6,4% против 5,8%, Kia — 6,3% против 5,7%. Существенно увеличил долю Volkswagen (c 4,4% до 5,6%), продажи которого выросли на 40%, до 164,7 тыс. машин. Доля Toyota, которой удалось продать 153 тыс. автомобилей (рост на 28%), выросла с 4,5% до 5,2%. Сильнее всего среди популярных марок упала доля Fiat — с 1% до 0,3%.

Самой продаваемой моделью по итогам года стала Lada Priora, АвтоВАЗу удалось продать 125,9 тыс. этих машин, однако ее продажи по сравнению с 2011 годом упали на 9%. На втором месте новая модель завода Lada Granta, которых было продано 121,1 тыс. Среди иномарок лидерство сохранил Hyundai Solaris, продажи которого составили 110,7 тыс. (рост на 14%), вслед за ним идут Ford Focus и Kia Rio. При этом некоторые бюджетные модели по итогам года показали существенное падение продаж — например, Renault Logan на 28%, Chevrolet Lacetti на 17%, Daewoo Matiz на 13%. Продажи бюджетного сегмента замедлялись весь год, осенью тенденция только усилилась.

«Данные о продажах за декабрь не внушают оптимизма, снижение продаж многих бюджетных моделей усилилось, это говорит о том, что даже с учетом новогодней коррекции рост в январе тоже будет слабым», — отмечает Михаил Пак из «Атона». Действительно, в декабре продажи многих брендов продолжили падать. Например, продажи Hyundai снизились на 22%, Nissan — на 29%, Mazda — на 31%, Toyota — на 9%. Даже продажи Volkswagen, который долго демонстрировал хорошую динамику на фоне общего замедления, упали на 3%. Причиной стало усилившееся падение продаж бюджетных моделей. Например, в декабре продажи Volkswagen Polo упали на 18%, Opel Astra — на 19%, Chevrolet Lacetti — на 48%, Toyota Corolla — на 10%. Снижение продаж привело к перераспределению сил на рынке бюджетных моделей. Hyundai Solaris, продажи которого в прошлом месяце упали на 32%, перестал быть самой продаваемой иномаркой (модель удерживала этот статус весь год), теперь на первое место вышел Ford Focus, которому удалось сохранить рост продаж на 8%. Renault Logan, который традиционно был в десятке лидеров среди популярных моделей, впервые оказался на 11-м месте, показав падение продаж на 43%. Источники на рынке еще декабре рассказывали «Ъ» о резком замедлении продаж и скопившихся у дилеров запасах нераспроданных автомобилей на несколько месяцев вперед (см. «Ъ» от 17 декабря 2012 года).

Впрочем, дилеры уверяют, что в январе ситуация улучшилась. «Продажи идут очень активно на уровне прошлого года, такая же ситуация будет во всем первом полугодии», — уверяет президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов. Директор дилерского центра Hyundai «Авилон» Владимир Жмаков подтверждает, что «продажи в январе уже сейчас вышли почти на уровень ноября или декабря 2012 года, это и есть тот отложенный спрос, который наблюдался с августа 2012 года». Впрочем, господин Жмаков признает, что «январь будет ударным не у всех». По его мнению, рост произойдет «в основном у крупных компаний, которые со 2 января стали вкладывать деньги в рекламу, мероприятия для клиентов и увеличили подарки и скидки».

Но аналитики более пессимистичны. «В первом полугодии масштабных прорывов ждать не стоит, рост рынка будет близок к нулевому диапазону», — считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». По его мнению, продажи в бюджетном сегменте продолжат замедляться и падать, а спрос будет и дальше смещаться в средний ценовой диапазон. «Бюджетные машины покупают в кредит, но кредитные ставки продолжают расти, при этом и по депозитам банки сохраняют высокие ставки, в результате многие выбирают хранить деньги в банке, а не вкладывать в автомобиль», — считает аналитик. Михаил Пак добавляет, что ставки по кредитам достигают 16-17%. Владимир Беспалов отмечает, что «во втором полугодии спрос может активизироваться», но уверен, что «бурного роста в этом году не будет, он не превысит 10%», поскольку «мощных драйверов для активного роста автомобильного рынка в экономике сейчас нет».

Эх! Мани, мани, мани. Мы не просим каши манной. (М-ф Приключение капитана Врунгеля)
Теги: , , , .
Материалы возможно не похожие на

Кризис и Российский авторынок

но не менее значимые



Напишите что Вы думаете по теме ... | Кризис и Российский авторынок

Ваш Email не публикуется. Обязательные поля помечены *

*
*