Как правительство выполняет свои обещания?


В распоряжении «Известий» оказался проект «Основных направлений деятельности правительства до 2018 года» (ОНДП), жестко раскритикованный 2 ноября на совещании у Дмитрия Медведева. Анализ первоначального, 140-страничного варианта (есть у «Известий») показывает, что он оставлял слишком мало места для дискуссий и, помимо прочего, предусматривал контроль за выполнением плана. Но в итоге документ был за пять дней сокращен до 20 страниц, отредактирован — местами до неузнаваемости — и повторно внесен главой Минэкономразвития Андреем Белоусовым в правительство.

Будет ли контроль на этот раз

В первоначальном документе содержался механизм контроля за выполнением масштабных планов. Согласно проекту документа, министерства и ведомства должны были за неделю после окончания каждого квартала и за две недели после завершения каждого года посылать в Минэкономразвития отчет о своих результатах. Критиковался ли этот пункт, неизвестно, но в сокращенном варианте плана норм о контроле уже нет.

Действительно теперь речь идет уже не о контроле, а о мониторинге — более мягкого характера. В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что «мониторинг показателей исполнения основных направлений деятельности правительства РФ до 2018 года будет осуществляться в рамках мониторинга госпрограмм». Но мониторинг программ не предполагает обязательной отчетности. Согласно утвержденным Минэкономразвития методическим указаниям от декабря 2010 года, следит за выполнением госпрограмм само министерство — в случае необходимости рассылая запросы в ответственные ведомства. Если программа буксует, Минэкономразвития готовит предложения об изменении объемов финансирования или прекращении программы. Как этот способ поможет вернуть нужные темпы выполнению мероприятий ОНДП, неясно.

За полное отсутствие контроля за выполнением намеченного критиковался предыдущий план работы правительства — на 2008–2012 годы. Тот документ писался на протяжении всего 2008 года, но принят уже после краха на российской бирже. Отрефлексировать ситуацию в мировой экономике не успели, поэтому там и были зафиксированы темпы роста ВВП на 6–7% в год. К документу была приложена таблица из 27 целевых показателей, многие из которых оказались в 2012 году так же далеки от достижения, как и в 2008-м. Например, сдача жилья должна была вырасти с 63 млн кв. м в год до 100 млн в 2012 году. В реальности она в 2012-м должна вырасти до 67 млн кв. м. Энергоемкость ВВП (отношение потребленной экономикой энергии к ВВП) должна была упасть на 15 процентных пунктов, по показатель застыл на уровнях 2008 года.

Все эти промахи легко объясняются воздействием кризиса — но отчитываться не пришлось вовсе. По мнению вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, единственный, кто может действенно влиять на правительство и требовать исполнения требований, которые закладываются в подобные документы, — это президент.

 — Медведеву не удалось поставить под свой контроль правительство, поэтому многое в ОНДП 2008–2012 годов так и осталось на бумаге, никто из министров ответственности не нес, всё оставалось на уровне общих слов. Сейчас ситуация изменилась, и у нынешнего президента может получиться контролировать исполнение этого документа. Президент заинтересован в том, чтобы у него были ясные, четкие, публичные основания для того, чтобы добиваться ухода отдельных министров или правительства в целом, и для того, чтобы добиваться исполнения ими финансовых обязательств.

УЭК планировали лишить банковской составляющей

Некоторые разделы плана в Минэкономразвития решили не сокращать, а перекроить почти полностью. Например, в варианте от 7 ноября приоритетами в здравоохранении называются создание системы ОМС, дающей гражданам право на выбор врача, медицинской и страховой организации, развитие амбулаторно-поликлинических учреждений, обеспечение повышения квалификации медработников, создание единой государственной информационной системы и привлечение частного капитала. Тогда как еще 31 октября главным считалось развитие профилактики, совершенствование высокотехнологичной помощи, охрана здоровья матери и ребенка, улучшение кадрового и лекарственного обеспечения, развитие медицинской науки и формирование конкурентного рынка. Роднит два варианта лишь единая информационная система.

Попали под сокращение очень много спорных вопросов, которые в первом, расширенном варианте объявлялись руководством к действию. Например, выпало указание Росфинагентству, создаваемому для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, начать инвестиции в реальный сектор российской экономики. Исчезло и прямое указание на создание на базе универсальной электронной карты (УЭК) внутреннего паспорта — с отмиранием банковского приложения. Такая постановка задачи в ОНДП полностью убивала для Сбербанка, вложившего с банками-соучредителями сотни миллионов рублей в развитие УЭК, экономический смысл участия в этом проекте.

Цели по вводу жилья те же, что и на 2012-й

Кроме того, в разделе о пенсионной реформе исчезли вполне конкретные указания о росте стажа для получения досрочной пенсии медицинскими и творческими работниками, о предоставлении налоговых льгот для развития корпоративных пенсий. Национальная предпринимательская инициатива лишилась целого пункта — про упрощение строительных процедур. Не упоминается в последней редакции и финансовый мегарегулятор и порядок его создания. В социальной части исключена, например, такая задача, как создание 25 млн рабочих мест — обновление 40% рабочих мест в стране. Не упоминается часть, касающаяся развития интернет-отрасли: например, планировалось, что этот сегмент составит к 2015 году 3,7% ВВП страны (в 2011-м — около 1,5%). Также были намерения снизить на 8% износ основных средств коммунальной инфраструктуры, сократить на 20% аварийность и повысить на 10% энергоэффективность теплоснабжения к 2018 году.

Не попала в прогноз на 2018 год средняя стоимость квадратного метра жилья — 53 971 рубль за 1 кв. м, исчез показатель по доступности квартиры (при котором на 54-метровую квартиру можно было бы накопить за четыре года семье из трех человек). Чтобы не сорвать план по вводу жилья, как в 2008–2012 годах, пропал и соответствующий показатель — 80–110 млн кв. м в год. Подобных уровней планировалось достичь к 2012 году.

В целом число конкретных задач, выпавших из первоначального варианта плана, идет на многие десятки. Жизнь ведомств по сокращенному варианту становится, соответственно, гораздо более безоблачной. Судьба приложений — 188 целевых показателей реализации ОНДП и 105 нормативных актов, которые планировалось подготовить, — остается неизвестной: их могли также сократить.

В Минэкономразвития не слишком довольны, что «кухня» подготовки плана правительства попала в СМИ, и ограничиваются указанием того, что, например, исключение банковской составляющей из УЭК не предусмотрено текущим проектом программы.

Итоговый план появится в начале 2013-го

По словам пресс-секретаря премьер-министра РФ Натальи Тимаковой, документ будет утвержден и обнародован в начале следующего года.

 — Работа над ним ведется обычным образом, каким подобные документы дорабатываются в правительстве. Это не требует общенародного обсуждения. Минэкономразвития как ответственное за ОНДП ведомство будет его дорабатывать с учетом тех пожеланий, которые будут высказаны. Документ сейчас дорабатывается в ведомствах, министерствах и аппарате правительства, — сообщила Тимакова.

На вопрос, предусмотрена ли схема контроля за достижением целевых показателей и выполнением пунктов плана ОНДП, какую ответственность будут нести ведомства, Наталья Тимакова ответила, что об этом нельзя ничего сказать до тех пор, пока не будет представлен итоговый вариант документа.

 — Деталей пока, в частности по поводу контроля, нет. Пока нет документа, нет никаких выводов о том, каким образом будет контролироваться его исполнение. Когда ОНДП будут оглашены премьером, то он может издать, например, перечень поручений. То, что предлагает Минэкономразвития, — это рабочий документ, и совершенно не факт, что он будет принят в нынешнем виде, — отметила она.

Где легче - там лучше, но где лучше - там занято. (Веселин Георгиев)
Теги: , , .
Материалы возможно не похожие на

Как правительство выполняет свои обещания?

но не менее значимые



Напишите что Вы думаете по теме ... | Как правительство выполняет свои обещания?

Ваш Email не публикуется. Обязательные поля помечены *

*
*