Люди в России научились жить по-новому — при победившем капитализме


российского филиала крупной западной инвесткомпании, сидит на столе и ест хотдог: сцена, типичная для НьюЙорка, но крайне непривычная для Москвы. «Три года фастфуд не ел, жует Андрей, вообще ничего, съедобно».


Раньше он завтракал в столичном кафе «Пушкинъ»: пшенная каша с малиной, домашний творог с цукатами, бутылочка запотевшей San Pellegrino а теперь экономит. 

Люди в России научились жить поновому при победившем капитализме. Одним больше, другим меньше, но дивиденды от бурного экономического роста достались всем или почти всем. Миллионеры покупали виллы и яхты, топменеджеры дорогие авто и одежду в Милане или на НьюБондстрит, кто попроще плазменную панель в кредит. Но все одинаково смотрели в будущее с оптимизмом, а свою жизнь превратили в соревнование достатка, возможностей и успеха. В Москве Bentley на дорогах, очереди в бутиках и дорогих ресторанах стали обычным делом. А аналитики предсказывали, что Россия в целом станет лидером по росту зарплат и инвестиций и крупнейшим рынком в Европе

Отношение к деньгам было легким: казалось, что меньше их стать не может. Показать себя было важнее, чем откладывать на потом. «Я могу себе это позволить» было главным лозунгом всякого, кто считал себя успешным. Но вот наступили трудности, и пример успешного менеджера Андрея с его хотдогом вполне типичный. Андрей хорошо знает, как устроена экономика, и понимает, что финансовый кризис не пройдет мимо. Но он растерялся. «Я вообще не знаю, что такое экономить, если честно, смущаясь, говорит менеджер. Вот решил начать с завтраков». Андрея и всех остальных и тех, кто уже пострадал, и тех, у кого страдают знакомые, конец потребительского бума застал врасплох. 

КРИЗИС В ГОЛОВАХ

Психологу Леониду Кролю очевидно: даже те, кого кризис пока не тронул, уже сильно нервничают. У них психологические проблемы. «Что такое машина, квартира, дорогая поездка или хотя бы ужин в ресторане? объясняет Кроль. Знаки принадлежности. Всё было понятно еще вчера: все растут и я расту». А теперь просыпается другое чувство: «Как же так? Я был таким большим, а проснулся таким маленьким». И он, и другие эксперты утверждают: люди будут менять взгляды на жизнь. За встряской последует аудит всех привычных ценностей в том числе стиля жизни. 

Люди в России научились жить по-новому - при победившем капитализмеК хорошему быстро привыкаешь. Люди привыкли тратить. При пессимистическом сценарии, например, массовой безработице, перелом будет драматический, предсказывает Николай Усков, главный редактор глянцевого журнала GQ, недавно возвестивший о конце гламура. Усков говорит о мировом феномене урбанистической культуры: везде, а не только в Москве жили на широкую ногу. У всех было искушение иметь здесь и сейчас всё то, что раньше или было вовсе недоступным, или требовало многих лет труда. 

Везде проблемы, но в России переход к новой жизни грозит стать более болезненным. И займет больше времени, чем в Европе или в Америке. По словам Алексея Верижникова из социологической компании Ipsos, на Западе, как только просочилась информация, что будут трудности, люди сразу затянули пояса и стали готовиться к ним год назад. 

В России никто ухом не вел. Практика беречь деньги в России не прижилась и так и не появилась: у каждого второго, по опросу ВЦИОМ, вообще нет накоплений. Зато процветала жизнь в кредит покупки в долг делал тоже почти каждый второй. «Темпы прироста потребления населения обгоняли темпы прироста их реально располагаемых доходов» это цитата из свежего обзора Центра макроэкономического анализа. То есть тратили больше, чем зарабатывали. А экономисты предупреждали: рост зарплат сильно опережает рост производительности труда. То есть и зарплаты росли просто так, вне связи с тем, как человек работал

НЕНАСЫТНОЕ ВРЕМЯ

Топменеджер Андрей тот самый, который теперь ест сосиски, три года назад вернулся в Росси
ю из Лондона. Там он получал MBA и стажировался в одном из банков. Работает в России как западный менеджер с соответствующей зарплатой и снятой за счет конторы квартирой на Маяковке. Раньше он жаловался, что не знает, на что тратить деньги: каждые четыре месяца менял машину, давал приятелям в долг крупные суммы, дарил малознакомым девушкам украшения от Tiffany и покупал выпивку на всех в барах. Завтракал в «Пушкине», обедал в дорогом московском ресторане «Недальний Восток». За последние три года побывал на всех континентах, включая Антарктиду, объездил всю Латинскую Америку, в Азию ездит, как на дачу. 

Наталия Осс, автор нашумевшей книги «Антиглянец», хорошо понимает, почему поколение Андрея так стремилось к роскошной жизни: «Это ведь первое сытое поколение. И задача его была не запасать, а есть. Наесться. Немедленно, сейчас». В детстве этого поколения Запад присутствовал в виде оберток от жвачки, лейбаков на джинсах, ароматизированных ластиков. Этот мир олицетворяли сапоги из «Березки» и «Калигула» Тинто Брасса на видеокассете JVC, которую ктото трясясь от страха привез из Америки. Мир, на который дозволялось смотреть только глазами Бовина из «Международной панорамы». «Витрину показывали, а магазин всегда был закрыт, резюмирует Осс. Открыли и прорвало». Это поколение покупать будет всегда слишком велик отложенный спрос. Будут покупать за себя, за родителей, за бабушекдедушек. 

Так появилось ощущение общего праздника. У каждого на глазах ктонибудь чтонибудь покупал: новую аудиосистему, путевку на Гавайи, домик на берегу Истринского водохранилища. «Как тут экономить?» задает риторический вопрос психолог Кроль. Тем более что правительство вроде как гарантировало, что жизнь будет всё лучше и лучше. 

36летний коммерсант Игорь относит себя к людям «небогатым, но везучим». За последние пять лет он дважды терял всё и трижды начинал новый бизнес. В 2002м он открыл риэлтерскую контору, в 2004м кафе, в 2007м спортивный магазин. Из риэлтерского бизнеса его выдавили конкуренты, кафе прогорело. Говорит, что старался идти в ногу со временем: сначала все покупали квартиры, потом был ресторанный бум, теперь в моде спорт. Магазин приносит стабильный, но не очень большой доход, Игорь мечтает об автосалоне и храбрится, что кризис ему не страшен: «Я уже несколько раз оставался без копейки. Никогда не экономил и сейчас смысла не вижу». 

Игорь как будто не нервничает и в этом смысле скорее исключение. Но и он признает, что несколько легкомыслен, и на всякий случай все же поднял цену в сдаваемой им квартире. Если дела пойдут совсем плохо и бизнес снова придется прикрыть, планирует стать дауншифтером и уехать в Индию. Мол, не жалко, гори оно синим пламенем. Таких мало: большинство говорит, что если станет хуже, будут затягивать ремни, как в 1998 г.: экономить на развлечениях, отпуске, одежде, парикмахерских и т. д. Правда, десять лет назад люди ко всему этому еще не так привыкли. 

Каждый десятый, если верить порталу Superjob.ru, уже экономит на дорогом алкоголе, икре, фруктах и сладостях. 14% теперь покупают продукты в более дешевых магазинах. Таких будет еще больше людям нужно месяца три, чтобы перестроиться и поменять свои потребительские привычки, говорит Сергей Шейхетов из Ipsos. 

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРИВЫЧЕК

30летний Антон (имя изменено) уже отложил запланированный ремонт в квартире и учится экономить на шопинге. Он был преуспевающим и амбициозным девелопером. В начале лета Антон ушел с прежнего места работы из крупной московской строительной компании, по причинам, не связанным с кризисом, и сразу нашел перспективное новое место. Планировалось, что Антон будет развивать новые проекты. Но девелоперам сейчас совсем плохо: всё строительство ведется на заемные деньги, и им теперь негде перекредитоваться. К тому же падает спрос. И неделю назад ему сказали, что его направление замораживается: акционеры не хотят рисковать деньгами. Антон стал искать работу. 

«Общался с рекрутерами и коллегами из других компаний, все говорят одно: спад полнейший, идут увольнения, всё серьезно, жалуется молодой человек. Хорошее место я сейчас скорее всего не найду. Придется искать “суррогат”, чтобы пережить кризисный период». Антон решил, что будет ходить в рестораны в основном для деловых переговоров. Рестораны уже

чувствуют отток клиентов точных данных пока ни у кого нет, но «это из разговоров с рестораторами понятно», говорит Андрей Петраков, исполнительный директор компании «Ресткон». Ктото начал готовить дома, ктото нашел место подешевле, ктото перестал заказывать дорогие блюда. На время кризиса рестораны, как и раньше, превратятся в заведения «выходного дня». 

26летняя Полина, сотрудник крупной телекоммуникационной компании, говорит, что до кризиса вообщето жила неплохо, хоть и на съемной квартире. Шопинг торговый центр «Европейский» (косметика «Л’Этуаль»), обед в «Мадам Галифе», ужин в «Кризисе жанра», зима в Египте, лето в Париже, новая машина в кредит. Хотела вместе с мужем взять кредит еще и на покупку участка земли под строительство дома или на «однушку» в Подмосковье, но теперь не будет. 

Полина уверена: о поездках тоже придется на время забыть. Последние 2–3 года все учились отдыхать: клиенты турфирм постоянно повышали запросы, выбирали всё более комфортные и дорогие отели, не экономили на экскурсиях. Теперь придется спускаться вниз. Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, говорит, что с трудом представляет себе, как люди будут привыкать к трехзвездочным гостиницам и менять Лондон на Золотое кольцо. «Надеюсь, всё скоро уляжется», переживает Ломидзе. 

Офисный работник Полина тоже вполне типичная жертва кризиса. В практическом смысле она пока никак не пострадала зарплата и работа на месте, в семье всё тихо, но уже говорит, что все ее с мужем мечты разбились. Для нее страх кризиса и есть кризис: еще ничего не произошло, а жизнь изменилась. Причем психологические проблемы порождают проблемы вполне реальные: массовый, можно сказать, профилактический отказ от потребления вынуждает снижать издержки поставщиков товаров и услуг. Автодилеры готовятся к спаду продаж, на рынке корпоративных праздников с сентября один за другим отказы от уже запланированных вечеринок и т. д. 

Нельзя исключать, что наступит день, когда этот круг замкнется и Полине уже в реальности сократят зарплату, потому что такие, как она, слишком нервничают. Топменеджера Андрея, который раньше дарил всем Tiffany, а теперь ест хотдоги, кризис тоже пока не тронул. В принципе, он мог бы пока жить, как раньше. Но у него уже готов план: обедать дома хотя бы в один из выходных, на время прекратить загранпоездки и подождать с покупкой очередной новой машины. Ему страшно «прямо вот пятки болят!», но надежды он не теряет: «Глядишь, через год всё утрясется, тогда мы все выдохнем и вернемся к прежней жизни», говорит бизнесмен. 

Эксперты этого возвращения пока не видят. По прогнозам Максима Клягина, аналитика управляющей компании «Финам Менеджмент», пик падения платежеспособности придется на весну 2009 г. Ничего, к трудностям все быстро привыкнут, уверяет автор «Антиглянца» Наталия Осс. «Придется больше работать и меньше развлекаться, прогнозирует она. Родители по выходным будут играть с детьми, вместо того чтобы тащить их в супермаркет и запихивать в тележку с продуктами». Хотя, не исключает она, придется вспомнить навыки 1998го, а тем, кто постарше, и 1992го годов. «Люди, пережившие павловскую конфискацию наличности, гайдаровскую реформу и дефолт, справятся, убеждена писательница. Мелкобуржуазная скука, от которой мы страдали в последние тучные годы, уйдет, будет весело и оживленно». 

У некоторых уже сейчас «пир во время чумы», чтото вроде внутреннего протеста против надвигающихся проблем и охватившего всех волнения. Денис Николаев, замдиректора Всероссийского центра уровня жизни, рассказывает, что на днях его младшая дочь привезла из магазина три коротких пальто, две пары джинсов и две туфель. «Я ее спрашиваю: ну зачем так много всего и сразу? удивляется Николаев. А она мне: папа, ну для чего я зарабатываю? Что тут ответишь?» Психологи бы сказали, что это тоже форма защиты от проблем, которые еще только будут.

  1,645 млн автомобилей 

продано в России за первые 6 месяцев 2008 г. – на общую сумму $33,8 млрд. Россия стала лидером Европы по объему авторынка. 

$40 млрд 

потратили россияне в 2007 г. на одежду и обувь. 

Ежегодный прирост этого рынка – 20%. Жители России тратят на обновки в 2–3 раза больше, чем американцы и европейцы, а именно: от 10 до 30% своих доходов. 

7000 

салонов красоты 

ра]
]>

Не пропустите -российский кризис
Несчастье России в том, что вместо хваленой вертикали власти выстроилась вертикаль взяток. (Георгий Александров)
Теги: , , , , .
Материалы возможно не похожие на

Люди в России научились жить по-новому — при победившем капитализме

но не менее значимые



Напишите что Вы думаете по теме ... | Люди в России научились жить по-новому — при победившем капитализме

Ваш Email не публикуется. Обязательные поля помечены *

*
*